Доброкачественное (пароксизмальное позиционное) головокружение — это повторяющиеся приходящие приступы головокружения, которые провоцируются изменением положения головы. Кроме головокружений, это состояние может сопровождаться только тошнотой и рвотой, другой симптоматики не выявляется. Диагностику проводят на основании жалоб пациента, проб Дикса-Холлпайка и результатов вращательного теста. Лечение состоит из выполнения вестибулярной гимнастики, методик Эпли или Семонта.
Пароксизмальное позиционное головокружение (ППГ) — это доброкачественное системное головокружение, которое длится от нескольких секунд до 0,5 мин. и возникает чаще всего при движении головы в горизонтальном положении тела. Описано заболевание было в 1921 г. Р. Барани. В 1952 г. Дикс и Холлпайк связали заболевание с нарушениями в органе равновесия и предложили использовать провокационную диагностическую пробу. Этой методикой до сих пор пользуются неврологи и вестибулологи. Пароксизмальное позиционное головокружение не связано с органическим поражением внутреннего уха, оно обусловлено механическим фактором, поэтому в названии присутствует термин «доброкачественное». Чаще ППГ болеют женщины. Частота заболевания — 0,6 % от всего населения в год. Люди старшего возраста болеют в 7 раз чаще молодых. Пик заболеваемости приходится на возраст от 70 до 78 лет.
Для понятия причин ППГ нужно иметь представление о строении вестибулярного аппарата. Вестибулярный аппарат образован тремя полукружными каналами и двумя мешочками. Эти каналы наполнены эндолимфой и выстланы волосковыми клетками — вестибулярными рецепторами, воспринимающими угловые ускорения. Сверху волосковые клетки покрывает так называемая отолитовая мембрана, на поверхности которой образуются отолиты (отоконии) — кристаллы бикарбоната кальция. При нормальном течении физиологических процессов отработанные отолиты разрушаются и утилизируются. При нарушении метаболизма (пониженной утилизации или гиперпродукции) отоконий части их свободно плавают в эндолимфе полукружных каналов и обычно скапливаются в заднем канале. Существует вариант, при котором отолиты попадают в расширения (апулы) каналов и там прилипают к купуле, покрывающей рецептурные клетки. При движениях головы отоконии смещаются сами или смещают купулу, раздражая волосковые клетки и вызывая головокружения. После окончания движения отолиты оседают на дно канала, и головокружение прекращается. При том, что механизм возникновения пароксизмального позиционного головокружения изучен довольно хорошо, причины образования свободных отоконий до конца не ясны. Основными причинами развития пароксизмального позиционного головокружения считают:
— черепно-мозговые травмы;
— травматическое повреждение отолитовой мембраны;
— болезнь Меньера;
— спазм снабжающей лабиринт артерии при мигрени;
— вирусное поражение лабиринта;
— прием ототаксических препаратов (антибиотиков гентамицинового ряда);
— хирургические вмешательства на внутреннем ухе;
— сопутствующую патологию при других заболеваниях.
В основе симптоматики лежат клинические проявления — ощущение движения предметов в горизонтальной или вертикальной плоскости, когда вещи как бы вращаются вокруг тела больного. Любой пароксизм головокружения возникает при движениях головы — поворотах или запрокидывании. Чаще симптомы возникают в горизонтальном положении, при переворачивании пациента. Именно поэтому головокружения в виде пароксизмальных приступов возникают в основном утром, когда пациенты после пробуждения ворочаются в постели. Реже пароксизмальные атаки возникают во сне, приводя к пробуждению больного.
Обычно атака головокружения длится не более 30 сек., но субъективно пациенты ощущают длительность приступов до нескольких минут. Именно так они и указывают в своих жалобах. При приступах позиционного головокружения не отмечаются следующие симптомы:
— тугоухость;
— шум в ушах;
— головная боль.
В отдельных случаях возможна тошнота и рвота. После приступа в течение нескольких часов или в промежутках между ними могут отмечаться симптомы несистемного головокружения:
— неустойчивость походки;
— чувство покачивания;
— чувство дурноты.
Иногда атаки головокружения имеют единичный характер, но чаще приступы возникают несколько раз в неделю или даже в сутки. После этого наступает период ремиссии, который может длиться до нескольких лет. Во время периода ремиссии приступов головокружения не отмечается.
Вообще приступы позиционного головокружения не представляют опасности для жизни пациента, но могут негативно влиять на психо-эмоциональное состояние пациента и провоцировать развитие ипохондрии, неврастении и даже депрессивного психоза. Опасность для жизни приступы пароксизмального головокружения могут представлять при нахождении человека во время приступа:
— на большой высоте (альпинизм);
— подводном погружении;
— при вождении транспортного средства.
Для диагностики ППГ используются в основном клинические данные. Например, пробу Дикса-Холлпайка. Проводит пробу невролог или вестибулолог. Сначала пациент сидит, повернув голову на 45 градусов в пораженную сторону, и фиксирует взгляд на переносице врача. Затем пациента резко переводят в положение лежа и запрокидывают его голову на 30 градусов. Через 1-5 секунд возникает системное головокружение, которое сопровождается нистагмом (неконтролируемым движением глазных яблок). Для фиксации нистагма применяют видеоокулографию или электронистагмографию, так как периферический нистагм может быть не зафиксирован визуально. После исчезновения нистагма пациента возвращают в сидячее положение, и это опять сопровождается легким головокружением и нистагмом, направленным в обратную сторону по отношению к ранее вызванному.
Провокационную пробу выполняют с двух сторон. При двусторонней положительной пробе Дикса-Холлпайка можно говорить про ППГ травматического генеза. Если в ходе пробы нет головокружения и нистагма, проба считается отрицательной. При головокружении без нистагма говорят о положительной пробе и так называемом субъективном пароксизмальном позиционном головокружении. Дополнительной диагностической пробой является вращательный тест, который проводится в положении лежа с запрокинутой на 30 градусов головой. При этой пробе можно определить, какой именно полукружный канал поражен.
Дифференциальную диагностику ППГ проводят с такими заболеваниями, как:
— артериальная гипертония;
— синдром Барре-Льеу;
— заболевания ЦНС (рассеянный склероз, новообразования задней черепной ямки и т. д.);
— неврологические нарушения.
Для лечения ППГ применяют методики, которые зависят от вида ППГ. Фармакотерапия в основном применяется в периоды обострения.
Основным лечением являются специальные лечебные методики, которые направлены на изменение расположения отоконий. При остаточной и легкой симптоматике применяют упражнения для тренировки вестибулярного аппарата.
Наиболее распространенным является прием Эпли, который заключается в последовательной фиксации головы в 5-ти различных положениях. Этот прием позволяет переместить отолиты из полукружного канала в овальный мешочек лабиринта, это приводит к купированию симптомов у 85-95 % пациентов.
При приеме Семонта пациента из положения сидя с повернутой головой в здоровую сторону переводят в положение лежа на пораженной стороне, а затем, не меняя положения головы, через положение сидя — в положение лежа на здоровой стороне. Такое быстрое изменение положения головы помогает освободить купулу от осевших на нее отолитов.
В тяжелых случаях применяют хирургическое лечение с применением лазера и других современных методик.
Постоянно горящие гирлянды способны негативно повлиять на здоровье. В первую очередь страдают глаза и нервная…
Госдума приняла законопроект, который в двух чтениях защитит медиков от уголовного преследования согласно статье 238…
Легкая форма коронавирусной инфекции, проявляющаяся симптомами простуды без поражения легких, может приводить к отдаленным осложнениям…
Нейробиолог Татьяна Смирнова предложила научно обоснованные методы адаптации организма к длительной рабочей неделе. По ее…
У каждого второго мужчины, столкнувшегося с проблемой зачатия, бесплодие вызывает варикозное расширение вен мошонки, сообщил…
В преддверии празднования Нового года медицинские работники предупреждают об опасности необдуманных гастрономических экспериментов. Гастроэнтеролог Валерия…