Здоровье
Автор: Инга Ланская
Эпидемиолог Жуков о лихорадке Марбурга: ВОЗ преследует свои цели, но карантинные меры оправданы
ООН сообщила о высоком риске развития новой пандемии. Речь идет о лихорадке Марбурга, летальность которой, по некоторым данным, составляет 90 %. Что собой представляет данная инфекция и каковы риски эпидемии, Медздрав.Инфо рассказал эпидемиолог Владислав Жуков.
Специалист отметил, что африканский континент является своеобразным природным резервуаром разнообразных возбудителей особо опасных инфекций. Материк находится в круглогодичном плюсовом климатическом поясе. Благодаря этому возбудители инфекций не погибают от низких температур, и распространение разнообразных инфекций не замедляется со сменой сезонов. Кроме того, в Африке очень большое видовое биоразнообразие и достаточная доступность к нему.
«Африка зарекомендовала себя как источник особо опасных инфекций, прежде всего вирусных. Ими может быть инфицирован человек. Это касается и геморрагической лихорадки Марбурга. Названа она так в соответствии с местом открытия этого возбудителя — городом Марбургом. Источником инфекции оказалась одна из мартышек африканского происхождения. Лихорадка передалась человеку», — проинформировал эпидемиолог.
Аналогичные случаи заражения людей лихорадкой Марбурга от обезьян неоднократно наблюдались и в живой природе.
Например, выявлен природный резервуар возбудителя — это колонии крыланов. Крупные фруктоядные летучие мыши сами не болеют, но способны заражать животных и человека.
«Инфекция передается разнообразными способами: воздушно- капельным путем, через биологические жидкости и фекалии.
То есть очень высокая степень передачи инфекции, которая протекает в тяжелой форме, с высокой степенью летальности для человека. Сейчас мы наблюдаем вспышку в Африке, есть сведения о заболевших в других странах», — предупредил Владислав Жуков.
Сегодня специалисты ВОЗ, эпидемиологи и все медицинское сообщество пытаются просчитать возможности превращения эпизодов инфекции в пандемию.
«На мой взгляд, риск достаточно низкий. Этому способствуют несколько факторов. Достаточно короткий инкубационный период от заражения до проявления первых симптомов (2-16 суток) с яркими, тяжелыми клиническими проявлениями позволяет достаточно быстро выявить зараженных больных. То есть любой врач по первым симптомам поймет, что это инфекционное заболевание достаточно острое и опасное. Естественно, больного локализуют, направят на карантинное содержание под наблюдением инфекционистов. Соответственно, будет ограничена передача болезни другим людям. Яркое тяжелое проявление заболевания ограничивает подвижность больного, а короткий инкубационный период не дает носителям инфекции передать ее другим.
Да, могут быть очаговые вспышки. Но больных быстро изолируют», — высказал мнение специалист.
Инфекционист еще раз напомнил, что Африка изобилует особо опасными инфекциямм, но серьезных угроз для мира до сих пор не было. Заявления ВОЗ о высоких рисках новой пандемии, скорее, связаны с политической ситуацией, нежели с эпидемической.
«Мы все напуганы пандемией и приучены соблюдать ограничения. Это достаточно легкий путь манипуляции сознанием, чтобы нагнетать абсолютно серьезную обстановку и использовать этот метод для введения ограничений, закрытия границ и так далее. В ряде случаев это адекватные меры, которые способны действительно остановить распространение любой острой инфекции. Надо предельно внимательно относиться к возможности заражения от биологических резервуаров и к проявлению первых клинических симптомов», — высказал мнение Владислав Жуков.
Ранее специалисты перечислили симптомы лихорадки Марбурга. А также предупредили об инфекции из Китая, которая передается с уксусом клещей.