Здоровье
Автор: Инга Ланская
Врач Калинченко: Нельзя делать операции при анемии и низком индексе Омега-3
Количество смертей пациентов после операции или на операционном столе можно снизить, если грамотно подходить к анализам. Такое мнение высказала заведующая кафедрой эндокринологии и холистической медицины ФНМО МИ РУДН им. П. Лумумбы профессор Светлана Калинченко. Специалист прокомментировала смерть пациентки после пластической операции. У женщины был низкий гемоглобин, однако врачи все же пошли на риски, что привело к гибели пациентки. В беседе с Медздрав.Инфо эндокринолог рассказала, какие анализы служат противопоказанием.
В Москве молодая женщина решилась на абдоминопластику. Эта пластическая операция проводится для восстановления живота — убирается лишняя кожа, растяжки, жир. Несмотря на плохие предчувствия и низкий гемоглобин, москвичка все же решилась на хирургическое вмешательство. В итоге на следующий день самочувствие пациентки ухудшилось, и она скончалась. По предварительным данным, причиной смерти стал оторвавшийся тромб, сообщил Mash.
Врач отметила, что перед проведением плановой операции требуются анализ крови и справка от терапевта, подтверждающего отсутствие противопоказаний для хирургического вмешательства.
«Категорически нельзя делать операцию при наличии анемии, латентного дефицита железа, хронической гипоксии. Все пациенты должны это знать. Американское общество гастроэнтерологов подняло нижнюю границу ферритина до 45. Все, что ниже 45, при идеальном гемоглобине и эритроцитах, это анемия. Повышение ретикулоцитов — это крик костного мозга о том, что есть дефицит железа. Но сегодня общий анализ крови делает автомат. Искусственный интеллект не умеет видеть ретикулоциты. Поэтому надо сдавать общий анализ крови только в тех лабораториях, где человек своими глазами считает ретикулоциты», — подчеркнула врач.
Кроме того, большое значение для успешного проведения операции имеет анализ на индекс Омега-3. Дефицит этих полиненасыщенных жиров может привести к тромбообразованию. Собственно, именно оторвавшийся тромб стал причиной смерти пациентки в вышеупомянутом случае.
Омега-3 отвечает за эластичность мембран эритроцитов. То есть от нее зависит насыщение клеток питательными веществами. Если мембраны жесткие, эритроцитам, служащим транспортом кислорода, сложно проникать в ткани. И они выстраиваются в очередь, столбиками. Образуется своего рода пробка, ведущая к образованию тромбов.
«Индекс Омега-3 никто до сих пор не смотрит. А он должен быть выше 8 %. Нельзя класть на операционный стол тех, у кого Омега-3-индекс ниже этого показателя. Трансферрин должен быть выше, чем 2, 5, или 250 в зависимости от единиц измерения. Коэффициент насыщения трансферрина железом должен быть 50 %», — предупредила профессор Калинченко.
Специалист добавила, что врачи порой не владеют полной информацией о состоянии пациента. Главный страх хирургов и анестезиологов — что пациент умрет на операционном столе. Именно поэтому они должны подстраховаться и обращаться за помощью к другим специалистам.
«Медицина — это командная работа. И в этой команде должен быть эндокринолог, который после обследования пациента может дать разрешение на проведение операции. Такой подход значительно снизит риски смерти пациентов на операционном столе», — убеждена Светлана Калинченко.
Ранее врачи связали увеличение случаев тромбозов с заболеваемостью Covid. Хотя коронавирусная инфекция часто проходит бессимптомно, впоследствии пациенты должны наблюдаться у врача и, возможно, пройти противотромбозное лечение и укрепление нервной системы. А пластические хирурги объяснили, почему лето — худшее время для проведения операций.