Здоровье

Врач Гундаров: Зараженных проказой в России больше, чем больных ВИЧ
Фото: freepik.com/ freepik

Автор:

Врач Гундаров: Зараженных проказой в России больше, чем больных ВИЧ

Проказа (лепра) — одно из самых страшных древнейших заболеваний. Спасения не было: зараженных отвозили подальше от поселений, где они буквально разлагались.  Сегодня лепра считается излечимой и почти побежденной. На самом деле болезнь продолжает распространяться, оставаясь невидимой для врачебной статистики. Сколько сегодня зараженных проказой в России, почему они остаются неучтенными и как защититься от этой инфекции, Медздрав.Инфо рассказал врач, специалист в области эпидемиологии и медицинской статистики, главный научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова профессор Игорь Гундаров.

Лепра — хроническая бактериальная инфекция. В первую очередь она поражает периферическую нервную систему и кожные покровы. Если она выявлена на ранней стадии, то больного можно излечить, избежав инвалидизации.

Терапевт Воробьев рассказал, как сегодня проходит COVID в тяжелой форме Терапевт Воробьев рассказал, как сегодня проходит COVID в тяжелой форме

Больных гораздо больше и они заражают других

«Принято считать, что случаев проказы очень мало. На самом деле количество сравнимо с ВИЧ-инфекцией и даже в три раза больше. Но ВИЧ мы опасаемся, а проказу не вспоминаем. Однако официально на конец 2022 года ВИЧ диагностировали у 0,8 % населения России. А данные статистики по проказе гораздо ниже, потому что число случаев считают по обращаемости: сколько обратилось больных, сколько зарегистрировали. В советские годы был ещё другой метод — подворный обход. Сейчас его не проводят, нет денег», — отметил врач.

Лепру обнаружили у 2% доноров крови

Специалист напомнил, что самые серьезные исследования по изучению этой болезни велись в НИИ по изучению лепры в Астрахани. Сейчас этот крупнейший мировой центр закрыт, а заболевание продолжает распространяться. В советские годы сотрудники лепрозория проводили подворные обходы в Астраханской области (регион является постоянным очагом данной инфекции). Такие обследования помогали выявлять больных на ранней стадии и спасти от заражения окружающих людей.

«Врачи ходили по домам, брали анализы у всех жителей. При подворных обходах число выявляемых случаев было в 2-3 раза больше, чем по обращаемости. То есть на самом деле в мире в 3 раза больше инфицированных проказой, чем заявляет официальная статистика. Но и это не окончательная цифра. Если учитывать заболевших в инкубационном периоде, то цифра может быть в десять раз больше.

В том же астраханском лепрозории сделали уникальное исследование. Они провели анализ материалов на станции переливания крови Астрахани. Угу. И обнаружили лепру у 2% доноров. А ведь донорами брали здоровых людей, у которых инфекция никак не проявлялась», — рассказал Игорь Гундаров.

Врач Эдигер предупредил об угрозе Эболы, ВИЧ и проказы от мигрантов из Африки Врач Эдигер предупредил об угрозе Эболы, ВИЧ и проказы от мигрантов из Африки

По мнению специалиста, ситуация за прошедшие десятилетия если изменилась, то только в худшую сторону. И если ранее в Астрахани почти 10% населения либо были больны, либо считались переболевшими, то и сегодня в среднем по стране таких больных может быть 1% и выше. Больше всего рискуют жители мегаполисов.

Почему врачи «не видят» проказу

Ситуация продолжает усугубляться благодаря попустительской политике ВОЗ и оптимизации в России, сопровождающейся закрытием лепрозориев, утверждает Игорь Гундаров.

«Мировые политики были возмущены фактом, что даже на заре третьего тысячелетия эта страшная средневековая зараза продолжает существовать. Под их давлением ВОЗ заявила, что к 2000 году лепра исчезнет. Но проказа не исчезла. Вот тогда было решено порядка 15-20 млн всех больных проказой после лечения снимать с учета. А статистику вести по обращаемости пациентов за помощью.

Такую же политику проводит и РФ. Ранее все вылеченные оставались на учете и считались лепрозными. Многие из них так и продолжали жить при лепрозориях. Сегодня их снимают с учета и отпускают в мир. А лепрозории закрывают. Я считаю, что Астраханский лепрозорий необходимо вновь открыть, а его сотрудникам дать нобелевскую премию за разработанный метод выявления», — убежден врач.

Врач Воробьев рассказал, с какими инфекциями мигранты обращаются в поликлиники Врач Воробьев рассказал, с какими инфекциями мигранты обращаются в поликлиники

Еще одна проблема, проистекающая из официальной позиции ВОЗ о том, что проказа побеждена — отсутствие знаний о болезни у врачей. Профессор Гундаров ссылается на одного из руководителей лепрозория, Анатолия Ющенко, который сетовал, что сегодня врачам проказу не преподают.

«Медики о ней забыли и не знают, что это такое. То есть если к ним обратится больной с проказой, они будут долго лечить от разных других заболеваний. Лепру не зря называют хамелеоном, она может принимать вид любой болезни, поскольку поражает нервы. А нервы иннервируют все в организме, поэтому болезнь может иметь разную форму. Пациента долго будут лечить от холецистита, от блефарита, от гастрита, от ларингита и других болезней.

Более того, у проказы инкубационный период до 30 лет (в среднем 2-6 лет). И все это время инфицированный представляет опасность для окружающих», — предупредил специалист.

Еще одна неприятная особенность проказы — она имеет тенденцию к рецидивам. Именно поэтому вылеченные люди продолжали состоять на учете.

Как защититься

Вирусолог Чепурнов нашел причину агрессивности инфекций в образе жизни людей Вирусолог Чепурнов нашел причину агрессивности инфекций в образе жизни людей

Как и со многими другими инфекционными заболеваниями, главная защита — сильный иммунитет. И, наоборот, слабое здоровье, депрессивное состояние, ощущение паники или безысходности способствуют увеличению заболеваемости, считает врач.

Хотя лепра передается воздушно-капельным путем, во время кратковременного контакта с больным вероятность заражения не высока при условии сильного иммунитета. А вот если инфицированный в семье, то риски заразиться значительно возрастают.

«Не надо бояться. Но надо понимать, что проказа никуда не исчезла и быть осторожными. При частых контактах с больным заболевает 1% людей. А вот в семьях больных там где-то чуть ли не 10% заболевают. Все зависит от разновидности лепры. Бугорковая лепра (бугорки видны на лице) самая заразная и самая устойчивая к лечению. При тесном контакте ею заражаются 30%, но из инфицированных заболевает около 3%. То есть получается, при частых контактах заболевает 1%. От чашки или при рукопожатии заразиться маловероятно. Но все зависит от нашего иммунитета», — сообщил Игорь Гундаров.

Что касается полного излечения — шансы есть, сегодняшняя медицина позволяет лечить проказу за полгода. Но в 20% случаев болезнь возвращается через 10-15, сообщил специалист.

Терапевт Воробьев объяснил, почему инфекции идут из Китая Терапевт Воробьев объяснил, почему инфекции идут из Китая

«Именно поэтому, как и с ВИЧ, необходимы обследования. Необходимо учить врачей распознавать проказу. Необходим контроль, в том числе и за людьми, прошедшими лечение.

На экономическом форуме в Давосе обсуждали «Болезнь Х». Предполагается, что это может быть как новая смертельная инфекция, так и болезнь, которая уже существует, но мы ее не видим. И ведь недаром лепру называют «ленивой убийцей». Стоит задуматься», — заключил эпидемиолог.

Ранее врачи рассказали, почему инфекции стали агрессивнее и чаще поражают детей.